Intern@tionale
Главная страница | Азербайджан - Форум | Регистрация | Вход

 Да здраствует свободный КАВКАЗ!!!

Среда, 08.05.2024, 23:50
Приветствую Вас Гость | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » НАШ ДОМ » Наша История » Азербайджан
Азербайджан
ЧеченецДата: Четверг, 10.05.2007, 19:14 | Сообщение # 1
Аксакал
Группа: Администраторы
Сообщений: 243
Репутация: 13
Статус: Offline

История государственности Азербайджана насчитывает примерно 5 тысяч лет. Первые государственные формирования на территории Азербайджана возникли еще начиная с конца IV, начала III тысячелетия до нашей эры. В I тысячелетии до нашей эры здесь существовали Манна,

Иским, Скит, Скиф и такие сильные государства как Кавказская Албания и Атропатена. Эти государства играли большую роль в повышении культуры государственного управления, в истории экономической культуры страны, а также в процессе формирования единого народа.

В III веке н.э. Азербайджан оккупировала империя Иранских Сасанидов, а в VII веке - Арабский Халифат. Оккупанты переселили в страну многочисленное население иранского и арабского происхождения.

С принятием исламской религии в VII веке произошел коренной перелом в истории Азербайджана. Ислам дал сильный толчок формированию единого народа, языка, обычаев и пр. среди тюркских и нетюркских народов на территории Азербайджана.

В Азербайджане начался новый политический подъем: на землях Азербайджана, на которых был распространен ислам, были созданы государства Саджидов, Ширваншахов, Саларидов, Раввадидов и Шеддадидов. Началась эпоха Возрождения в азербайджанской истории.

В конце XV - начале XVI веков начинается новая веха в истории Азербайджана. Выдающийся государственный деятель Шах Исмаил Хатаи сумел объединить под своим руководством все северные и южные земли Азербайджана. Образовалось единое Сефевидское государство со столицей в Тебризе, превратившееся со временем в одну из самых могущественных империй Ближнего и Среднего Востока.

Пришедший к власти после падения Сефевидского государства выдающийся азербайджанский полководец Надир-шах еще более расширил границы бывшей Сефевидской империи. Этот правитель Азербайджана в 1739 году завоевал Северную Индию, включая Дели. Однако, после смерти Надир-шаха, управляемая им империя пала.

Таким образом, во второй половине XVIII века Азербайджан распался на малые государства - ханства и султанаты.

В конце XVIII века в Иране к власти пришли Гаджары, являющиеся азербайджанской династией. Они стали внедрять политику подчинения всех территорий, бывших под правлением Надир-шаха, в том числе и азербайджанских ханств, централизованному правлению.

Так началась эпоха многолетних войн между Гаджарами и стремящейся захватить Южный Кавказ Россией. В итоге, на основании Гюлюстанского (1813) и Туркменчайского (1828) договоров, Aзербайджан был разделен между двумя империями: Северный Азербайджан был присоединен к России, а Южный – к Ирану.

С этого периода также начинается эпоха геноцида азербайджанцев армянскими соседями. Борьба за свободу в Северном Азербайджане была очень напряженной. Не без помощи братской Турции победило освободительное движение, и в 1918 году была создана первая на Востоке демократическая республика в Северном Азербайджане - Азербайджанская Демократическая Республика (АДР).

Но просуществовала она недолго. 28 апреля 1920 года было объявлено о создании на территории АДР - Азербайджанской Советской Социалистической Республики (Азербайджанской ССР). В декабре 1922 г Азербайджан , Грузия и Армения образовали Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. В 1922 она вошла в состав СССР, а в 1936 года ЗСФСР была распущена, а Азербайджанская ССР была включена в состав СССР как самостоятельная республика, просуществовавшая до 1991 года.

Однако, в новой истории Азербайджана есть еще одна знаменательная страница – армяно-азербайджанский конфликт за присоединение Нагорно-Карабахской автономной республики. Объявив себя (18 октября 1991 г.) независимым демократическим государством, Азербайджан , в результате ожесточенных боевых действий потерял 6 своих районов, включая Нагорный Карабах. В 1994 году между сторонами было подписано соглашение о прекращении огня.

30 августа 1991 г . Азербайджан провозгласил независимость.

Прикрепления: 09826283.jpg (5.8 Kb)


Лучше Чеченца друга не найти,но и врага опасней нет.

Сообщение отредактировал Чеченец - Пятница, 18.05.2007, 01:32
 
ЧеченецДата: Вторник, 15.05.2007, 16:04 | Сообщение # 2
Аксакал
Группа: Администраторы
Сообщений: 243
Репутация: 13
Статус: Offline
Нерабочие дни этого года:

1 января - Новый год
20 января - День всенародной скорби
8 марта - Международный женский день
20-21 марта - Новруз байрамы
9 мая - День победы над фашизмом
28 мая - День Республики
15 июня - День национального спасения
26 июня - День вооруженных сил
18 октября - День государственной независимости
12 ноября - День конституции
17 ноября - День национального возрождения
31 декабря - День солидарности азербайджанцев мира
Гурбан байрамы
Рамазан байрамы


Лучше Чеченца друга не найти,но и врага опасней нет.
 
ЧеченецДата: Вторник, 15.05.2007, 16:05 | Сообщение # 3
Аксакал
Группа: Администраторы
Сообщений: 243
Репутация: 13
Статус: Offline

Азербайджанская национальная одежда создавалась в результате длительных и сложных процессов развития материальной и духовной культуры народа. Одежда тесно связана с историей народа, она более всех других элементов материальной культуры отражает национальную специфику народа и относится к числу устойчивых этнических признаков.
В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, проявившиеся и в создании определенных его форм, и в украшении художественными вышивками, в ткачестве и вязании.
Азербайджан в XVII веке являлся крупной шелководческой областью Ближнего Востока, а ширванская провинция – главным районом шелководства Азербайджана. Важнейшими центрами производства шелковых тканей в Азербайджане были Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки, Шуша. Здесь производили удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров ткани, шелковые женские головные платки и др.
Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.
Мужской костюм, так же как и женский, в основном был единым во всех историко-этнографических зонах Азербайджана. Вместе с тем в костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.
Детская одежда по своей форме была идентична одежде взрослых. Она отличалась от нее только размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев.
Азербайджанская женская одежда XIX – начала XX веков состаяла из нательной и верхней одежды, которая в свою очередь, подразделялась на плечевую и поясную.
Верхняя плечевая женская одежда состояла, в основном, из уст кейнейи, чепкена, архалыга, хез эшмяк.
Уст кейнейи (верхняя рубаха) имела прямой покрой без плечевого шва с разноцветной ластовицей. Рубахи шили обычно из шелка канауса и файа.
Чепкен – вид верхней женской плечевой одежды на подкладке, с ложными рукавами. Чепкены шили из тирьмы, бархата и различных шелковых парчевых тканей.
Архалыг – широко распространенная по всему Азербайджану разновидность верхней женской плечевой одежды. Их шили из тирьмы, различных шелковых парчевых тканей и бархата.
Лаббада – короткая верхняя плечевая одежда. Ее изготавливали не стеганой подкладке из тирьмы, бархата и различных парчевых тканей.
Кюляджа – верхняя женская плечевая одежда. Ее шили на подкладке, из тирьмы и бархата.
Бахари – верхняя женская плечевая одежда на стеганой подкладке. Шилась обычно из бархата.
Кюрдю (стеганая безрукавка) – верхняя женская одежда. Ее шили из тирьмы и бархата, украшали мехом и вышивали гладью.
Эшмяк – стеганая женская верхняя одежда, шитая из тирьмы и бархата. Ворот, подол и рукава обшивали мехом хорька. Внутри также подбивали мехом хорька, украшали золотыми кружевами и различными тесемками.
Верхняя поясная женская одежда состояла из нескольких туман (юбка), чутбалаг (парная юбка) и чахчур (поясные верхние шаровары).
В городах при выходе на улицу женщины поверх юбок надевали чахчур.
Верхняя национальная одежда мужчины состояла из уст кейнейи (рубахи), архалыга, габы, чухи (плечевая одежда).
Однобортный ил двухбортный архалыг шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
Габа – верхняя мужская плечевая одежда. Шили ее в основном из тирьмы.
Чуха – верхняя мужская плечевая одежда – обычно была отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
Кюрк – шуба из овчины мехом внутрь, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.
В комплект национальной одежды входили различные виды головных уборов и обуви.
Прикрепления: 80105985.gif (10.7 Kb)


Лучше Чеченца друга не найти,но и врага опасней нет.

Сообщение отредактировал Чеченец - Вторник, 15.05.2007, 16:41
 
ЧеченецДата: Вторник, 15.05.2007, 16:07 | Сообщение # 4
Аксакал
Группа: Администраторы
Сообщений: 243
Репутация: 13
Статус: Offline
Азербайджанские ковры

Ковроткачество является одним из наиболее древних и широко распространенных видов азербайджанского народно-прикладного искусства. Этот излюбленный азербайджанским народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык узора, его колорит были близки и понятны каждому.
Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых и поныне радует и удивляет.
Великолепные ковры и ковровые изделия созданные руками азербайджанских мастериц украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Алберта в Лондоне, музей текстиля в Вашингтоне, музей Азербайджанского ковра и музей истории Азербайджана в Баку.
В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в Азербайджане и вывозе их в развитые страны.
В старинном народном эпосе деде Коркуд (XI-XII вв.) особо восхваляются пурпурные азербайджанские ковры. Фламандский путешественник, монах Рубрук (XIII в.) и венецианский путешественник Марко Поло (XIII в.) также восторгались красочными азербайджанскими коврами.
И не случайно, уже начиная с XV века азербайджанские ковры изображались на полотнах европейских художников Ганса Гольбейна, Ганса Мемлинга и других.
О прекрасных азербайджанских коврах упомянуто в записках английского путешественника Антония Дженкинсона (XVI в.) и голландского мореплавателя Яна Стрейса (XVII в.).
По технологии изготовления ковры Азербайджана делятся на ворсовые и безворсовые.
Безворсовые ковры намного древнее ворсовых, отличаются самобытном узором и ярким калоритом. Безворсовые ковры именуются еще "коврами быта", обыденной жизни и деятельности народа. Это палас, джеджим, килим, шедде, верни, зили, сумах - представляющие собой как бы начальный этап развития ковроделия, когда ковры создавались путем простого продевания и обвязывания нитей основы и утка.
Ярко выделяются ворсовые ковры с многочисленными схемами и богатыми орнаментальными мотивами. Ворсовые ковры наиболее сложны по технике вязания: они создаются с помощью узловязанияспособом "тюркбаф", открывающим широкое поле деятельности для узоров, сочетания цветов, сюжетов. Именно ворсовые ковры, вобравшие в себя всю красоту окружающего мира, мастерство и вдохновение мастера, и сегодня ткутся разных размеров: малые - халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные - даст халы, гяба, каждый имеет определенное значение. При этом эстетический принцип азербайджанского ковра вложен в плоскостное решение "картинок", ритмику рисунка, традиционность членения на центральное поле и бордюр, лаконичную геометрию элементов, и все это - во все разнообразии форм, мотивов, художественных идей.
Цветовая палитра ворсовых ковров соответствует всем цветам радуги. Названия их в основном связаны с названиями местностей, где они производились.
Всемирно признанное искусство азербайджанского ковра дало возможность в настоящее время выделить их в семь школ: Баку, Гянджа, Гарабах, Ширван, Куба, Казах, Тебриз.
Губинсие ковры "Пирябедиль", "Гымыл", "Сырт-чичи" поражают тонкостью выделки и мелким растительным рисунком, убористой цветовой гаммой ярчайших красок, ширванские "Мугань", "Табистан", "Шильян" больше тяготеют к наиболее древним композициям, со строгой идеей ритма и спокойным, монументальным колоритом. Гарабахские ковры "Ханлыг", "малыбейли" "Лямпа" вбирают в себя мастерство композиции, изобретательность фантазии, красочность колорита, а бакинские "Хили-Бута", "Новханы", "Фатмаи" привлекают тонким рисунком и сложнейшим орнаментом. В грубошерстных, с бархатном переливом коврах Гянджи и Газаха "Фахралы", "Шихли" и "Борчалы" - крупные стилизованно-упрощенные геометрические построения, в тебризских "Сараби", "Афшан", "Лечек-турундж" - декоративная вязь орнамента, круговые и спиральные формы декора, создающие образ вечной гармонии мира.
Более древнюю историю, чем орнаментальные изделия, имеют сюжетные ковры Азербайджана, темы которых черпались из самой жизни, вдохновлялись прекрасной природой, были тесно связаны с самим укладом, бытом, традициями, социально-истрическими процессами. "Содержание" ковров этого типа столь же многообразно, как и сюжеты романов, созданных на протяжении веков. Самые древние по происхождению мотивов и образов это "Овчуллуг" - охотничие ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана. Славятся и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы, излюбленными мотивами которых и по сей день остаются темы и сюжеты произведений великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви.


Лучше Чеченца друга не найти,но и врага опасней нет.
 
ЧеченецДата: Вторник, 15.05.2007, 16:08 | Сообщение # 5
Аксакал
Группа: Администраторы
Сообщений: 243
Репутация: 13
Статус: Offline
Каменная пластика Азербайджана

Многочисленные образцы орудий труда, а также предметы быта, обнаруженные во время археологических изысканий на территории Азербайджана показали, что еще к началу эпохи энеолита племена, населявшие нынешний Азербайджан, умели изготовлять из камня, глины, металла вещи, отличающиеся оригинальностью форм и богатством декора. Среди материалов, из которых изготовлялись различные предметы быта и украшения, в древнем Азербайджане камень был важнейшим.
Первыми орудиями на территории древнейшего человека на территории Азербайджана были грубо обработанне камни.
Первым жильем – каменная пещера.
Камень был первым, на чем писали, рисовали...
Камень был священным. Его не только почитали, ему поклонялись. Предметами почитания были главным образом камни несколько необычных форм. Скалы «Беш-бармак» в Дивичинском районе, «Юкдашы» в селе Нардаран на Апшероне, «Карадаш» в селе Бойахмедлы Агдамского района в селе Шыхлы Казахского района и многие другие «пиры» (святыни) до начала XX века являлись местами поклонения.
Поклонение камням в прошлом порой выражалось в сложных обрядовых элементах и теснейшим образом было связано с укладом жизни народа. Многие каменные «пиры», например, были связаны с деторождением.
По свидетельству письменных источников к каменным фигурам Агдамского и Казахского районов «... бездетные женщины прикладыались оголенным телом...».
Этот обряд поклонению камню, связанный с деторождением, отмечен и у азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви:

«Она проявляет страсть к черному камню
И с вожделением трется ою него.
По воле господа она воспринимает от камня семя.
Это кажется чудом, но сердце склонно верить».

Памятники из камня, как видим, являются и своеобразным свидетельством обрядов и верований народа....
Среди того, что было создано из камня человеческими руками, самый большой интерес представляют пластические виды искуства; этому способствовало изобилие пород камня на территории Азербайджана.
Издавна иностранных путешественников, посетивших Азербайджан, приводило в изумление множество рельефов с фигурами животных, людей, а иногда и с небольшими сюжетными композициями, высеченными на фасадах домов и на надгробных плитах.
В степях Ширвана, Мугани, на равнинах Карабаха часто встречаются также скульптурные изваяния.
Высеченные из охристо-белого Ширванского песчаника, тонкозернистого Нахичеванского и Карабахского базальта или розовато-пористого вулканического туфа, встречающегося в Гянджа-Казахской зоне, эти каменные летописи знакомят нас не только с индивидуальной манерой своих безымянных авторов, но и с мировозрением и художественным мышлением целого народа.
Искусство азербайджанских резчиков по камню разнообразно: здесь и круглая скульптура, и горельеф, и неглубокий резной рисунок без моделировки (самая большая группа).
Среди памятников каменной пластики Азербайджанабольшую научную и художественную ценность представляют изображения людей.
Проезжая по долинам Карабаха или степям Ширвана, уже издали видишь как бы отклонившиеся от ветра монументы, некоторые из них достигают до 3-х метров высоты.
Экспонирующая ныне в музее истории Азербайджана в городе Баку статуя была обнаружена в 1946 году во время пахоты в местности именуемой Дере-Хыныслы Шемахинского района, в 3-х км. от города Шемаха. Статуя была обнаружена без головы и с некоторыми изъянами: небольшой пьедестал монолитной фигуры имеет высоту 2,26 см, ширину 47 см. Руки статуи расположены так: правая кисть на левой стороне груди, левая рука покоится на животе...
Интерес представляет шестилучевая орнаментальная розетка, вырезанная на левой руке статуи. По мнению искуствоведа Н.Рзаева эта шестилучевая розетка племенной знак умершего вождя племени, носящего название «Шесть Огузов».
Каменное изваяние несомненно в свое время было воздвигнуто в честь высокопочитаемого человека. И в дальнейшем стало носить культовое назначение. О культовом назначении скульптуры говорит еще то, что она была захоронена не просто, а вертикально, уже как-бы позой своей долженствующая вызывать почтение, поклонение. В таком вертикальном виде она и была извлечена из-под земли крестьянами.
Следующая статуя была обнаружена в 1961 г. во время пахоты в местности Аллахакбар Шемахинского района, недалеко от селения Дагколанлы...
Сенсацией явилась находка в 1973 году новых изваяний в другой части Азербайджан. Они были обнаружены в Агдамском районе и прилигающих к нему сельских местностях...
Создавая эти и другие каменные изваяния людей, мастера, в основном, оставались резчиками по камню. Чувствуется, что скульптурная форма вырубалась быстрыми, сильными ударами, очерчивалась прямыми, симметрично расположенными плоскостями. Изделие получалось массивным, цельным и замкнутым по очертаниям. Четко обозначались ясные геометричные объемы, кубичные, шаровидные или пирамидальные.
Лишь после того, как была «построена» устойчивая и выразительная архитектоника, мастер слегка детализировал изображения, причем и тут стремился выявить общее, ритмичное.
Таким образом, круглая скульптура Азербайджана этого периода несет в основном черты монументальности, явно «игнорируя» динамику и повествование. Несмотря на отличие во внешних деталях каменные изваяния людей объединяют и многие другие факторы, главным из которых являются их поза и расположение рук.
По мнению археологов, обнаруживших большинство этих каменных изваяний людей, они входят в круг анологичных памятников, широко известных на юге России, в южной Сибири и в соседних с ней областях Центральной Азии.
Эти каменные изваяния древнего Азербайджана, как и вышеназванные анологичные им памятники, носили культовое значение и несомненно были связаны с погребальными обрядами. Однако, есть основание полагать, что помимо чисто ритуальных моментов, эти памятникик имели и политическое звучание, монументальной мощью своей, устремленностью вперед, символизируя непобедимость и могущество воздвигнувшего их народа.
Не случайно они ставились на возвышенном месте, на самых оживленных «перекрестках» древних путей сообщения.
Эти каменные изваяния, отражающие высокий уровень камнерезного искусства дают интересный материал по истории искусства и этногенеза азербайджанского народа...
Албанский историк Моисей Каланкатуйский в своем труде «История Агван» особо отмечает роль и значение этих каменных фигур, воздвигнутых в честь наиболее могущественных воинов и полководцев...
Впоследствии каменные изваяния, воздвигнутые в честь героя постепенно превращались в места паломничества. И люди относились к ним с большим почтением и любовью, оберегая их. «...Если кто-то хотел прикасаться к ним и их осквернить, подвергся бы гневу самого бога Тангрыхана...» - пишет М.Каланкатуйский.
Великий азербайджанский поэт XII века Низами Гянджеви в своей поэме «Искендер-наме» писал:

«Все племена, когда попадают туда
Сгибаются вдвое перед этой единственной
в своем роде статуей.
Пешком ли зайдут они туда с пути, или верхом –
Поклоняются ей, как творцу.
Всадник, который подгонит к ней коня,
Кладет стрелу из колчана в честь ее.
Пастух, который заведет туда стадо,
Отпускает перед ней овцу.
Посмотри же на кумир, который тот изобразитель создал»...

С распространением ислама в Азербайджане с середины VII века, отношение к этим памятникам резко меняется. Постепенно и прочно внедрившийся ислам почти всюду начал вытеснять языческие культы, которые частично сохранились лишь на западе, в горных районах страны...
Таким образом, с конца VII века азербайджанская культура уже развивалась в общем русле так называемой мусульманской культуры.
Зарождение нового этапа в развитии каменной пластики Азербайджана относится к периоду развитого феодализма...
Азербайджан в этот период был одним из крупнейших центров ближневосточной культуры, это отразилось прежде всего на духовной жизни народа, в его искусстве, литературе...


Лучше Чеченца друга не найти,но и врага опасней нет.
 
Форум » НАШ ДОМ » Наша История » Азербайджан
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2006 Создать бесплатный сайт с uCoz