Intern@tionale
Главная страница | Обычаи Адыгского народа - Форум | Регистрация | Вход

 Да здраствует свободный КАВКАЗ!!!

Пятница, 20.10.2017, 04:09
Приветствую Вас Гость | RSS
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » НАШ ДОМ » Наши Обычаи » Обычаи Адыгского народа (здесь будут описаны некоторые обычаи моего народа.)
Обычаи Адыгского народа
КАБАРДИНОЧКА07_98Дата: Воскресенье, 27.05.2007, 02:27 | Сообщение # 1
Почётный участник
Группа: Пользователи
Сообщений: 166
Репутация: 7
Статус: Offline
Одним из важных обычаев КАВКАЗСКОГО в том числе и Адыгского народа является гостеприимство. Обычай гостеприимства зародился в эпоху доклассовой формации. В период разложения первобытнообщинного строя он получил особое значение как универсально распространенный механизм преодоления племенной замкнутости и облегчения межплеменных контактов . Различаясь в деталях, обычай гостеприимства был одинаков у всех народов Кавказа. Его главнейшей и наиболее архаической чертой было правило, согласно которому хозяин должен был предоставить приют, угощение и защиту любому человеку, в том числе и незнакомому, переступившему порог его дома.Готовность хозяина в любое время оказать путнику гостеприимство находила выражение в ряде моментов. Прежде всего в каждом кавказском доме имелось специальное помещение для приема гостей - обычно одна из комнат дома, где жила семья.
Однако зажиточные хозяева возводили для приема гостей отдельное строение, известное в историко- этнографической литературе под названием кунацкая .
Двери кунацкой, как и двери основного дома, никогда не закрывались. В противном случае это могло быть расценено как нежелание хозяина видеть у себя гостей. У порога находилось коновязь - (караз), что также считалось важным показателем гостеприимства хозяев, что означало, что даже в отсутствие последних приезжий мог оставить здесь свою лошадь и пройти в дом.Гостеприимство было вызвано жизненной необходимостью развития социально- экономических связей между территориально разобщенными народами и фамилиями, главнейшим правилом, которому придерживался хозяин; это предоставить приют, угощение и защиту любому человеку, в том числе и незнакомому, преступившему порог его дома.
Гость был почти единственным информатором о всех происшествиях и новостях края. В дом, где останавливался путник, приходили мужчины всего села, получить информацию о внешнем мире.Появление гостя всегда вызывало в доме большое оживление. С первых же минут церемониал его приема выливался в очень сложную систему этикетных действий, которой обе стороны неукоснительно следовали.
Навстречу гостю обычно выходили глава семьи и его сыновья. В случае отсутствия мужчин гостя могла встретить старшая женщина. Гостю помогали сойти с коня, снимали с него оружие, бурку и препровождали в кунацкую или гостевую комнату дома.
Самую лучшую постель, самую лучшую еду в доме всегда предоставляли гостю. Важнейшим моментом в церемонии приема гостей было угощение, которое устраивалось хозяевами по возможности богатым и обильным.Плохо угостить гостя, не подать все лучшее, что имелось в доме, - значит нарушить обычай гостеприимства в существенной его части.
Не полагалось проявлять какой либо интерес к личности гостя, спрашивать его о цели приезда, планах и т.д. Он мог прожить в доме сколько угодно, так и не открыв ни своего имени, ни своих планов и намерений. В этом случае хозяин и члены его семьи обязаны были заботиться о неразглашении связанной с пребыванием гостя тайны, а если она из-за нескромности хозяина оказывалась раскрытой и это в какой-то мере наносило ущерб гостю, считалось, что хозяин нарушил обычай гостеприимства.Если же у гостя не было нужды скрывать свое присутствие, то очень скоро о нем узнавали все жители, и тогда в дом, где останавливался гость, начинали собираться многочисленные соседи. Гость не должен скучать. Часто для его развлечения молодежь танцевала, исполняла песни и т.д.С этого момента рядом с гостем постоянно находились люди, так как оставить гостя в одиночестве значило выказать ему непочтение.
Застольный этикет в полной мере отражал церемониальный характер обычая. Каждый момент за гостевым столом был тщательно регламентирован, каждому присутствующему отведена особая роль.При этом учитывались малейшие детали, характеризующие гостя и хозяина их возраст, социальное положение, степень знакомства и т.д.
В соответствии с этим принимали те или иные формы все элементы гостевого застолья от ритуального омовения рук перед трапезой и места занимаемого каждым участником.
Приведем несколько примеров, свидетельствующих о церемониальном характере застольного этикета.
Обязательное мытье рук, перед началом и по окончании трапезы, часто выливалось в длительное, но, разумеется, вполне дружелюбные препирательства о том, кто первым должен совершить данную процедуру. Гость и хозяин наперебой старались уступить это право друг другу. Часто ситуация недвусмысленно указывала, кому следует первым вымыть руки. Если, допустим, гость был молод, а хозяин стар, то последний в силу старшинства и должен был вымыть руки первым.
Прежде всего, обычай гостеприимства давал возможность населению Кавказа беспрепятственно путешествовать по краю, не заботясь о месте для ночлега, о пище для себя и корма для своего коня.Общественное мнение всегда считало хлебосольство одной из главных человеческих добродетелей.Поэтому прослыть человеком, к каждому часто наезжают гости, значило заслужить почет и уважение односельчан.Человек, который гостил в каком-нибудь кавказском доме, в полной мере может почувствовать на себе заботу и внимание, оказываемые ему хозяевами.Там, где начинал действовать обычай гостеприимства, переставал действовать обычай кровной мести; и наоборот, когда переставал действовать обычай гостеприимства, кровомщение вновь вступало в свои права. Такое соотношение двух норм обычного права сложилось, вероятно, еще в древности и объяснялось более значимыми социальными функциями гостеприимства по сравнению с кровной местью.Другой важной функцией обычая гостеприимства была своеобразная межличностная передача информации. По существу единственным источником информации на дореволюционном Кавказе был гость, который по прибытии сообщал массу интересного о виденном и слышанном, о жизни в других местах Кавказа и т.д.Старинный обычай в новых условиях не угас, хотя, претерпел существенные изменения. Прежде всего это выразилось в том, что исчезла социальная база обычая, что делало его столь значимым в дореволюционном быту.
Ныне путешественникам по Кавказу не нужно искать ночлега в незнакомых местах: к их услугам гостиницы, дома приезжих, турбазы и т.д. Современные средства массовой информации оперативно доносят новости до жителей самых высокогорных сел. Рассказ гостя по-прежнему может интересовать хозяев, но он не является единственным, уникальным источником информации о событиях внешнего мира.
Обычай гостеприимства исчез в качестве социального института, но остались морально- этические установки, основанные на существовавший когда-то социально- бытовой норме.
Поэтому гостеприимство, как и крайне желательный элемент межличностного общения продолжает удерживаться как в быту, так и в психологии ингушей.
Есть еще один момент, который играет в данном случае немаловажную роль. Многими представителями народов Кавказа гостеприимство оценивается как исконная национальная традиция. Оказывая кому-нибудь гостеприимство, особенно представителю другого этноса, кавказцы как бы демонстрируют неотъемлемую черту своей национальной культуры.
Гостем может быть любой человек, вне зависимости от национальности и вероисповедания, нарушение обычая гостеприимства влекло и влечет за собой суровое порицание. Несмотря на все бедствия и политические перевороты, институт гостеприимства не ослабел и ныне.
Эти благородные обычаи оставались неизменными, несмотря на бедствия и трудности, которые выпали на долю последующих поколений. Гость все так же считается священным, и принимают его все так же как почетного члена семьи.

Добавлено (14.05.2007, 18:30)
---------------------------------------------
Ты не бойся
В знойный полдень,
Что тебя замучит жажда.
Есть в горах обычай
Ставить у тропы ведро с водой.
Ты не бойся
В лютый холод
Обморозиться однажды-
Наш очаг гостеприимный
Разведет тебя с бедой

Добавлено (27.05.2007, 02:27)
---------------------------------------------
УЭРКЪ ХАБЗЭ
(Адыгский дворянский кодекс чести)

Уэркъ – это воин, но война на поле брани идет не всегда, а вечная борьба - это жизнь: борьба с самим собой, со своими слабостями. Вот почему самой великой победой считается победа, одержанная не в бою, а над самим собой.

Почитание древности.Адыг должен испытывать уважение к родителям. Помни, что они даровали тебе жизнь и что ты их плоть и кровь. Отношение к родителям – первый показатель твоей исполненности Хабзэ.
Адыг должен испытывать уважение ко всем старшим, будь хотя бы это старшинство всего на год. Так как они стоят ближе к предкам и Хабзэ. Почитая их, ты почитаешь поколения своего рода и свое начало.
Женщина.Женщина – это начало жизни. Даровать жизнь детям, стольким, скольким наградит Бог, не отказываясь ни от одного, воспитывать их в духе Хабзэ – вот ее предназначение.
Мужчина, не уважающий женщину, не может им называться.
Ссора перед ней или невоздержанность языка – грех.
Мужчина.Мужчина – глава семьи, на нем забота и ответственность за то, чтобы женщина не испытывала физических и духовных мук за материальное благополучие семьи. Ведь высшая ценность черкеса – это семейный очаг, и женщина – хранительница его, поэтому ее необходимо почитать.

Честь.Твоя честь – это твое лицо. Честь и достоинство не выпрашиваются и не покупаются, а заслуживаются каждый день. Но потерять ее можно за миг ошибки. Будь ты мужчина или женщина, ты должен ценить и оберегать свою честь. За честь можно пожертвовать жизнью, но никогда – наоборот, потому что адыг не сможет жить, обесчещенным. Ибо как может жить тело, потеряв сердце.
Смерть.Чему есть начало, тому есть и конец. Не ищи смерти и не отвращайся от нее, будь к ней равнодушен. Все рождаются одинаково, но умирают по-разному и, встретив смерть скажи: «Я умел достойно жить, и сумею достойно уйти и только прошу Бога, чтобы люди после моей смерти могли сказать: «Он жил по Хабзэ и умер по Хабзэ. Как мы радовались по родившемуся, так он заслужил право на искреннюю скорбь о нем». Думай о своих детях и своем роде, которые наследуют твое имя; в мир отцов подобает уходить благородно, как истинный адыг.

Цель.Если ты появился на этот свет, ты не должен превращать свою жизнь в хаотичное движение к развязке.
Прежде всего, нацелься на успех в жизни, конкретных делах. Ты должен быть победителем.
Делай то, что хочешь делать и в чем чувствуешь удовлетворение в душе. Но не вступай в противоречия с Хабзэ.
Будь поглощен действием и проживай каждую секунду. Не будь напряжен, но будь на пределе возможностей.
Презри боль, трудности и потери. Адыгу противны жалобы. Умри, но не показывай слабости. Знай, каждое преодоление возвышает твой дух и продвигает твое дело.
Не будь беден. Твой позор, когда твоя семья в нужде, когда твои дети бросают завистливые взгляды вслед другому ребенку. Умножай благосостояние, но не позволяй золоту ослеплять твой взор, ибо всякая вещь сильна в своих рамках.

Добро и Зло.Имей чистый разум, свободный от скверны и замутненности. Уподобь его водной глади, чтоб ты правильно понимал и оценивал суть вещей, делал различие между Добром и Злом, Созиданием и Разрушением.
Не представляйся излишней радости и огорчению.
Будь прям в Справедливости, имея силу и будучи немощным.
Будь доброжелателен к человеку, помогая ему в добрых делах на его пользу, и не жди просьбы о помощи.
Будь милосерден к малому, слабому, сироте и вдове. Отдай им часть уготованного себе и не ограничивай свое сострадание.
Знай друзей своих, и знай врагов своих. Цени первых, будь им верен, разломи хлеб и большой кусок отдай другу и сделай так, чтобы он этого не заметил.
Будь сильнее и хитрее врагов своих.
Зла не делай сам, но не поощряй творящих его своей слабостью перед ними.
Сказано древними: «Сотвори добро и брось его в воду». И не проси за это цену. Почтение к тому, кто творит добро из уважения к Хабзэ, но тот, кто поступает по велению своего сердца и без свидетелей – поистине самый богатый человек.
Черкесскому духу – черкесское тело.Тебя направляет разум, разум сильнее меча. Не замутняй его алкоголем и наркотиками. Ты потеряешь контроль над собой и, подчиняясь низменным инстинктам, уподобишься животному. Хочешь им быть – будь. Но не называй себя черкесом, ибо твой прадед так назывался, а он был не из тех, кто предпочитал разуму дурман и не был бы он воином, ведающим Хабзэ.
Будь не притязательным к пище и никогда не говори «мало». Несколько слов похвалы к пище, посланной Богом – это уважение к женщине, приготовившей ее, но одно слово неприятия и ничто не оправдает твоего позора.
Ты хочешь быть носителем черкесского духа? Он нуждается в соответствующем сосуде. Твое тело – этот сосуд. Ты можешь своей силой не устрашать льва, но чувствовать каждую часть своего тела ты обязан. Жир на твоей талии и дряблость твоих мышц – свидетельство невоздержанности и слабости духа.!
Культ красоты и гармонии.Поклоняйся красоте и почитай ее. Красота – это гармония. Стремись к ней во всем.
Красота от Бога – это красота женщины.
Красота, которой мы окружены – это природа.
Красота, которую мы создаем сами – это красота взаимоотношений между людьми, их наполненность человечностью и доброжелательностью.
Гостеприимство. Поистине беден тот, чья кунацкая пустует, ибо, что дороже гостя, будь он твой родственник или просто путник?
Для гостей нет разницы в возрасте. Он должен чувствовать в твоем доме тепло и защиту, внимание и заботу.
Особо необходимо отнестись к гостю из чужой страны или из другого народа. Пусть он сердцем запомнит слово «къеблагъэ» и то радушие и искренность чувств, которые он встретил в доме хозяина.
Добродетель.Не кичись своими заслугами, и не хвались своими способностями, не гонись за дутой славой.
Достигший силы и уверенности в себе, не будет говорить «Я». Он будет ценить свое слово и, если его поросят о вещи, которая лежит у него дома, он скажет: «Я постараюсь», так как обманывать не подобает.
Презри раболепство и хитрость перед сильнейшим, но не путай твердость в убеждениях и отсутствие рассудка в некоторых случаях. Чистый разум укажет тебе путь.


Владея мощью убеждений... имеешь мощь вооружений и мощь единства мусульман.
 
Форум » НАШ ДОМ » Наши Обычаи » Обычаи Адыгского народа (здесь будут описаны некоторые обычаи моего народа.)
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2006 Создать бесплатный сайт с uCoz